Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативной, психологической, психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.
Основная задача: обеспечение психологических условий оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
Мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также самостоятельной деятельностью детей. Музей явился результатом сотрудничества взрослых (педагогов, родителей) и детей.
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Их можно посмотреть, потрогать. В нашем музее представлены слудеющие направления:
русская народная кукла, русская изба (быт) и русская народная сказка (театрализованная детяельность).
Изостудия "Цветные ладошки" - особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка.
Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
В изостудии осуществляется образовательная деятельность с воспитанниками в рамках реалиции парциальной программы "Цветные ладошки" Лыкова И.А.. Развивающая предметно-пространсвтенная среда изостудии соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.
Развивающая предметно-пространсвтенная среда изостудии соответствует содержанию образовательной деятельности в соовтетсвии с Образовательной программой ДОУ, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Спортивный и тренажерный залы — специально оборудованное помещение, в том числе инвентарем, и предназначенное для проведения тренировок, спортивных игор, занятий спортом или физической культурой.
Детские спортивные тренажёры позволяют :
- проводить подгрупповые занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Они компактны и размещены в небольшом помещении;
- заниматься всем детям, так как практически отсутствуют противопоказания к занятиям на тренажере, как здоровым детям, так и детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы;
- развивать творчество детей;
- превратить занятия в интересную и разнообразную игру.
Информационно-развивающее пространство детского сада
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения строится в соответствии с Образовательной программой ДОУ:
- адекватность среды, т.е. ее соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам;
- полнота среды, что предусматривает обеспечение ее содержания для всех видов деятельности ребенка и в частности речевой;
- деятельностно-возрастная организация среды, что подразумевает постепенное ее обогащение и развертывание соответственно развитию возможностей детей;
- динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей.
Пространство групп организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ:
- печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки, снаряд "Грейсфольда").
В соответствии с Паспортом дорожной безопасности учреждением приобретаются игровые и методические пособия, посвященные тематике "Дорожная безопасность", что позволяет педагогам более эффективно проводить игровые тематические занятия.
Информационные системы
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам:
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен Образовательной программой ДОУ .
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательной деятельности, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 1 ноутбук, 1 персональный компьютер, имеется выход в Интернет.
В свободное время каждый педагог ДОУ может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МБДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса.
Координация и информационно-методическое обеспечение осуществляется педагогом ответственным за ведение сайта организации.
Доступ к сети Интернет имеют только работники ДОУ .
Доступ воспитанникам к электронным образовательным ресурсам не обеспечивается.
Наличие оборудованных библиотек
В качестве библиотеки используется методический кабинет
Библиотека является составной частью методической службы дошкольного учреждения и включена в образовательную деятельность в целях обеспечения прав участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека расположена в методическом кабинете образовательного учреждения. Библиотечный фонд представлен детской художественной и методической литературой по всем разделам дошкольного образования, а также другими информационными ресурсами на различных носителях (аудио кассетах, , CD-дисках и т. д.).
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информационные технологии
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике.
На современном этапе развития общества информационные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества, образования человека. Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослый человек. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу.
Информационные технологии влияют на игры и учение дошкольников, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь и обучение детей младшего возраста.
На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования развивающей предметно-прострванственной среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога.
Для реализации поставленных образовательных задач используются средства, которые можно разделить на:
1. Аудиальные: электронные ресурсы без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей (например, материалы Екатерины и Сергея Железновых), а так же для автоматизации разных групп звуков (логопедические альбомы Т.С.Резниченко, О.Д.Лариной). Логопедические альбомы предназначены для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи. В пособии приводятся задания, формирующие познавательную деятельность детей, расширяющие их кругозор. В альбомы включаются также задания для произношения слов, предложений на разные группы звуков, а так же лучшие образцы классической и современной литературы, используемые для развития связной речи.
2. Аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации), содержащие видеоряд. Для эффективного усвоения предложенного материала используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы. В учебно-методической базе педагога должно содержаться большое количество образцов записей сказок, мультфильмов, компьютерных игровых средств (КИС) и т.п., которые позволяют повторить их столько раз, сколько нужно дошкольнику. Так, с помощью КИС можно научить дошкольника адекватно реагировать на ситуации, которые ребенок может встретить в быту, в школе, во время спортивного отдыха и т.п.
3. Электронные образовательные ресурсы, включающие сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, казуальные игры и др.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных объектов спорта
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют